Преподобный Макарий и Российская государственность

Сказание о преподобном Макарии Унженском и Желтоводском и о становлении Российской государственности

(оцифровано по материалам Макарьевского краеведческого музея)

Как великая старица инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна Романова) с честной своей отраслию, с сыном своим благоверным и благородным отроком Михаилом Фёдоровичем, из своей вотчины пришли ко гробу преподобного и Богоносного отца нашего Макария, и когда вскоре воцарился Михаил Фёдорович и стал Царём и Великим князем всея Руси Великой и Малой самодержцем, снова пришёл с царским синклитом в Унженскую обитель и у гроба преподобного Макария благодарил Пречистую Владычицу Богородицу, певши молебны и вознося молитвы перед Её чудотворной Макарьевской иконой

Было это после Богоизволенного вечного успокоения в ином веке кроткого и Христолюбивого нашего государя Царя и Великого князя Фё-дора Иоанновича всея Руси самодержца. При Царе Борисе Фёдорониче начались эпидемии, голод и многие смерти. Он воспринял скипетр самодержавия Великой и Малой России. Хотя и был он умён и справедлив, но человек очень властолюбивый. Он сильно боялся, чтобы кто-нибудь из ближних к царскому роду не отнял у него и его рода Царство. Из-за этого и стал он лютым гонителем и утеснителем ближайших родственников дома Мономахова и многих из них злохитростью погубил. Мудрого боярина Фёдора Никитича Романова, в последствии патриарха всея России, с именем Филарета месте с благородной его женой Ксенией Иоаннонной с именем Марфа, силою постриг в монахи и заточил в монастыри, послав последнюю в монастырь священномученика Иппатия, вместе с сыном их отроком Михаилом Фёдоровичем. Посему, Господь Бог, видя что не о Имени Его святом, а о своём лукавстве и хитрости Царь Борис укреплял своё царство и своему роду престолонаследование, не попустил ему многолетно царствовать. Вместо него готовился другой, кто воспримет Царство Российское. Но прежде, ради наших грехов, правосудный Бог попустил нам после Царя Бориса Фёдоровича злого еретика Григория расстригу, удержавшего хоругви Российского царства, чтобы священство и миряне приняли тесноту и озлобление. Свергнув же это безбожное зло со своей души, корабль Российский обрёл доброго кормчего Василия Иоанновича, прежде всего Богобоязненного Царя, победившего волнение злых людей. Он, после четырёхлетнего своего царствования в семнадцатый день июля 1610 года был принудительно низведён от царствования и на другой день пострижен в монахи. Но лютые бояре не удовольствовались этим злом, а сильнее гневая Христа Господа и не стремясь к Нему сердцем, связав Царя своего послали к христоненавистным ляхам в плен, а точнее само царство Российское на поругание. Там наш бедный благоверный Царь, претерпел всякой злобы, как добрый инок и в Царях страдалец, и в мире о Господе почил. Ради наших грехов обезумилась премудрость наших мудрых, и разум наших разумных притупился. Показал Бог безумие премудрости века сего, не видело, что в лице Царя обруганного, отдана вся Россия на поругание и позор. Поэтому вся сила гнева Божия за наши грехи не уменьшилась, но больше и больше на нас чаша гнева изливалась, чтобы испили её все грешные земли и глупые люди, пока не научатся Бога бояться и Христа Господня в Царях своих чтить. Ради того попустил Господь Бог Российской земле три года без Царя быть и от своего самовластия, как корабль без кормчего колыхаться по волнам моря раздором и смут, попираемой врагами. Может, в лютую годину скорбей, призовёт народ Господа Бога своего, и научится сохранять здравие Царей своих, и чтить их как наместников и помазанников Божиих. Ведь одни хотят, что бы царствовал в России Владислав, сын польского короля Сигизмунда, который сам хочет царствовать вместо сына, и уже подступил со своими войсками к Смоленску, удерживая в своём плену вышереченного митрополита Филарета Никитича, который вместе с боярами не хочет царствования Сигизмунда. Потому как знают, что при воцарении в России он переменит святую Богопереданную через святых апостолов православную веру на ересь латинскую. Или какой-то злодей Заруцкий, который взял за себя полячку Марину — жену расстриги, которая с этим тушинским самозванцем беззаконно нажили сына по имени Иоанн, как бы Дмитриевича. И этот злодей во имя этого младенца, с его матерью Мариной, хотят держать бразды Царства Российского и, желая этого, оккупировали Колугу и окрестные её города. Являются в Астрахани и другие самозванцы, которые тоже опустошают все низовые земли, терзают людей Божиих, как хищные волки. Швед Делагард силой вынудил жителей Новгорода и северских городов избрать царём сына шведского короля царевича Филиппа и присягнуть ему, как своему царю. Польский же гетман Желтковский, взяв Москву принудил её жителей присягнуть вышеназванному Владиславу, как законному царю.

Так гневом Божиим со всех сторон Царство Российское, как корабль в море волнами бьющий, через междоусобную брань и мечи врагов губится. Вот уже конек близко, и достоблаженного пастыря и учителя, Всероссийского Святейшего патриарха Гермогена, который был против царствования в Москве Владислава, поляки уморили голодом. Собственного воеводу Прокопия Ляпунова, который хотел избавить Россию от чужеземного насилия, беззаконный Заруцкий погубил.

Так не было в России царя, да гневом Божиим отнялся от неё и патриарх, и нет у неё силы, и пропала надежда на спасение, осталось только плакать ей, как пророку Иеримии его словами: «Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез и плачуся день и нощь». Люди должны решить, что делать с врагами нашими, если сами их одолеть не можем — нужна нам помощь Господа. Но ведь Господь прогневался на нас. Откуда же ждать помощи? Соберём совет, соберём полки молитвенников, что бы смогли о нас Господа умолить и врагов победить. Призовём ангелов, соберём пророков и апостолов, употребим мучеников и девственников, присоединим преподобных и праведных, и всех святых, что бы они заступились за нас. Однако такому воинству нужен воевода. Кто же видел воюющий полк без вождя? И этому воинству без начальствующему нельзя быть. Но кто посреди таковых воинских соборов достоин быть вождём? Никто другой, только Пречистая Богоневесто Дева Мария. Будет молить Её, что бы посреди полков наших молитвенников изволила быть воеводой. Ведь Она одна достойна начальствовать над всеми, как ангелов высшая, пророков честнейшая, апостолов большая, мучеников и девственников достойнейшая, преподобных и праведных и всех святых святейшая. Если Она будет в полках, то падуг все враги под наши ноги. С нами Её и святой Дамаскин молит: «Лики приими архангел же и множество высших воинств Зиждйтеля моего, апостол же и пророк собори, и мученики и преподобныя и свящённомученики, и молитву сотвори Чистая, за ны к Богу» . Вспомним же и то, как в Ветхом завете в битвах носили пред полками Кивот Завета Господня, и падали супостаты побеждённые. Так же в «Числах» Моисея написано, что Ковчег завета Господня предидёт пред ними, и когда поднимали Ковчег в путь, Моисей говорил: «Востани Господи, да рассыплются враги Твои, и все ненавидящии Тебя погибнут от Лица Твоего!». Вспомнив всё это, скажем, что мы имеем Нового завета Ковчег — Пречистую Деву, которой поют, радуйся Ковчеже позлащенный Духом. В лютую годину несчастий наших, к Ней, как к необоримой стене и неодолимой помощи и заступлению, с верой и любовью молитвенно притечем. Помня, как Ею воздвигаются победы и низпадают враги воспоем: о Пресвятый облаче Мати Божия, нас побеждающия победи.

В это время пришла в обитель преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского чудотворца великая старица инокиня Марфа Иоанновна с уважаемым своей отраслию благородный отроком Михаилом Фёдоровичем. Перед чудотворной Макариевской иконой Богородицы плакали о избавлении всей Российской страны от врагов завоевателей, от безначалия и смут благополучно избежать, преосвященному Филарету Никитичу из плена польского вернуться, самой же ей и чаду её избавиться от преследования и бед. Знала великая старица богомудрая инокиня как крепко оружие — Имя Марии. Все злые духи, как в акафисте поётся, страхом одержимы трепещут, боящиеся имени Её. Taким оружием и Давид победил Голиафа, когда взял пращу в руки, выбрал из потока к ней пять камней подходящих по числу пяти букв имени «Мария». Ими и убила Пречистая адского Филистина‚ ведь Она и есть магнит, адамант, рубин, гиацинт и аметист. Магнит — влекущий к себе железо, образует смирение Марии, которое и привело Бога на землю, Ей и сошёл с небес и воплотился от Нее после Её смиренных слов: «Се раба Господня, буди мне ныне по глаголу твоему». Адамант — твёрдый, являет ‚мужество Марии. Рубин красный — целомудрие. Гиацинт — небесного вида, показывает Её богомышление. Аметист — огневидный, Её пылающую любовь. Тем пречистым именем Марии, как пращёй содержащей пять камней, вооружилась богомудрая инокиня Марфа, моля Её взывая, Владычице Богородица! Смотри, как постиг нас гнев Сына Твоего и Бога нашего за наши грехи. Преследуют нас злые люди, нашего блаженного пастыря страдальца святейшего патриарха Ермогена отвергнув не послушали и начали междоусобие истребляя друг друга. Коварные еретики и нашей православной веры ненавистники, как неправедные Хулители христиан, праведного и православного Царя и Великого князя Василия Иоанновича увели в плен. Как псы и волки, разбойники‚ не жалеющие Христова стада, разбрелись по всей России со своими безжалостными главарями. По всей великой Российской земле, горе мне, всех добрых людей обедняют, отвергают святыни, разгоняют монастыри и церкви, грабят добро, христианскую кровь нещадно проливают. Смотри Пречистая! Как огонь поедает всю красоту земли нашей, как сам царствующий град Москва от ляхов страдает. Отданы праведные в руки нечестивых не для того, чтобы нечестивых возвысить, а чтобы праведных искусить. Везде в России, рабы Твои Владычица, гонимы сегодня от безбожников, муки, смерть и плен принимают, города и веси опустошаются.

Вот и я раба Твоя и отрок — ребёнок мой и в плену находящийся раб Твои отец наш митрополит Филарет‚ о котором сильно переживаем и не надеемся увидеть святого лица его. Смилуйся Владычица над отечеством нашим и над всеми нами. Магнитом смирения Твоего убей гордость врагов наших, адамантом мужества Твоего сокруши смуты крамольников, как виновников безначалия. Вооружи правоверных твоих рабов пращей святого Твоего имени, чтобы той до конца победить врагов, как Голиафа. Рубином целомудрия Твоего прогони ляхов, как виновников бесстыдства и нечистоты. Шведов прогони, как несущих ересь, самозванцев истреби. Гиацинтом богомышления Твоего просвети всех православных умы, которые Бога боятся, Царя, Тобою поставленного, чтить, богозданной церкви держаться, латинство же возненавидеть. Аметистом любви Твоей всех нас во одно стадо Сына Твоего собери, чтобы увидели поганые, как оружие — Имя Твое Владычица, и врата адовы не одолеют. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, чтобы послал ангела Своего возлюбленного Твоего угодника здесь почивающего преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Как раньше, благодатию Твоей, много раз город Унжу и обитель эту, так же город Галич и все галичские пределы от безбожных агарян защищала и незавоёванными сохраняла. Как и благоверному и христолюбивому Царю и Великому князю Иоанну Васильевичу, когда тот побеждал Казань татарскую, много ему и войскам его способствовала. Как в память этому событию тот Царь, Мой родственник, на свои средства отстроил святую обитель около города Свияги. И теперь, Твоей помощью Пречистая Владычица укрепляемы, всех врагов наших скоро отразим, деспотов ляхов со своими войсками, наводнившими Солигаличскую, Юрьевец Поволжские, Пурехские‚ Решемские и Коряковские земли, до конца сокрушим. Защити же пределы Россиискои земли, пленные возврати, нас же помилуй. О Владычица! Услыши нас, молящихся Тебе! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, ни предстательства к Богу. кроме Тебе Владычица.

Припадая к цельбоноснои раке, великая инокиня Марфа Иоанновна и благородное чадо её Михаил Фёдорович, со слезами молили преподобного и богоносного отца Макария. Заказав игумену с монахами петь молебны. сами молились три дня и три ночи до отъезда. Так же приходили во множестве жители Нижегородских и Костромских пределов, молить Христа Бога нашего и Преблагословенную Его Матерь Приснодеву Богородицу, чтобы послали они преподобного Макария на помощь. С первыми сроднён по плотскому рождеству, а с последними по трудам и блаженному упокоению. Им же все, как одно сердце, единением духа веры связаны. Преподобный отец наш Макарий по Богу и Богородице жизнь нашу устроит, подаст крепость в помощь встать против всех козней вражиих.

Минул 1609 год. Напал с войсками воевода Лисовский на город, посвящённый святому Георгию — Юрьевец Поволжский, и сжёг его. Граждан, переправившихся на другую сторону Волги и спасшихся, искал, и где кого смог поймать — убивал. Тогда многие из граждан заранее оставили свои дома и вместе с жёнами и детьми переправились за реку и поселились в глубине леса, вдали от города, чтобы никто не пострадал и не попал в плен. Находящиеся в бегстве, договорились с крестьянами окрестных весей называемых Саватская и Березниковская, и начали молить Христа Бога и Преблагословенную Его Матерь о избавлении от этого окаянного схизматика. Призывая в помощь чудотворца Макария Унженского, вспоминая его прошлые бывшие чудеса во времена нашествия безбожных татар на города Унжу и Соль Галицкую и его честную обитель, и обещались ему в городе Юрьевце и помянутых весях, воздвигнуть церкви в его честь, что впоследствии и исполнили.

Когда выше города на острове называемом Мамшин поляки, переправившись, хотели устроить там себе стан на какое-то время, думая злое своё намерение осуществить, чтобы разбежавшиеся граждане в город возвратились, и тогда их предать горькой смерти вместе с жёнами и детьми‚ а имущество их себе забрать. Так бы и получилось, если бы не помешал их коварству Сам Бог намерение их обратив в ничто. Большой отряд их хотел переехав через Волгу на другую сторону в весь называемую Коряковской‚ истребить христоименитых людей и жилища их опустошить, и добро их разграбить. Тогда коряковские жители уже прослышавшие о том, что сделали они городу Юрьевцу и его пригородам, стали готовиться как подобает, чтобы не попасть в руки нечестивых, и надеясь на помощь Божию собрались все на берегу Волги, чтобы дать врагам достойный отпор. Ведя постоянный дозор и отстреливаясь, они не давали ни одному судну приблизиться к берегу.

Коряковские защитники погрузились в тёплое моление ко Христу Богу и преблагословенной Матери Его предстательнице христиан, и Их угоднику богоносному отцу Макарию, обещаясь воздвигнуть монастырь в своей веси во имя преподобного. Враги же сильно разозлились на них, ну никак не могут они на этот берег реки высадиться, ни днём, ни ночью. Все их попытки были остановлены, кого-то убили, других в плен взяли, многие же поляки, как рассказывали жители, молитвами святого ослепли. Их находили на острове, в лодках, некоторые тонули в воде, иных убивали. И стали злочестивые и днём и ночью обстреливать правоверных, которые побеждали — немощные сильных, безоружные многооружных, потому что им помогала Матерь Божия. А преподобный Макарий являлся ляхам как пленные они и между собой друг другу рассказывали такими словами «величественный старец Макарий российской веры, которому русские молятся, является и нас побеждает». Его не можем ни каким способом достать, ни поймать, ни застрелить, а видели его окаянные много раз.

Сами поляки рассказывали, как старец в иноческой одежде светлой наружности, волосы и борода седые, иногда ходил по берегу, где коряковские жители стояли. Иногда в малой лодочке по реке плавал, дерзая доплывать безбоязненно до острова, и стрелы их, выпускаемые в него и в правоверных, собирал себе в лодку и отвозил на берег. Иногда же видели его стреляющим в них, что сильно их злило, и они покушались разными способами его убить или поймать, но не могли. Имя же преподобного узнали враги, кто от молитвенных слов, что правоверные говорили, призывая па помощь святого, или от славы его, которая простиралась по Волге от Нижнего Новгорода в верхние города и веси, где Они воевали, или, как некоторые рассказывали, когда преподобный являясь им запрещал православных убивать и спрашивающим о себе называл себя, кто он есть. Правоверные люди, видя такое о них милостивное заступничество преподобного, и как он врагам является не единожды рассказано, Богу ещё сильнее почтение творили, ведь от врагов свидетельство всегда бывает достовернее и вернее, и от того очевиднее слава угодника Его.

Как в древности при египетском Царе Птоломее IV Филопаторе который находясь в ярости, напустил на иудейских людей диких слонов. Тогда угодник Божий Елизар стал молиться о погибающих на чужой стороне без правды иудеях и Вседержитель Господь и всякой силы крепчайший Бог наш и Отец щедрот явил Своё Святое Лицо. И отверзлись двери небесные, и из них вышли дна великих и страшных ангела, сойдя и явившись пред врагами евреев. Египтяне, видя, как противостали им ангелы исполнились смятения и ужаса, застыли неподвижно на месте. Звери же обратились на идущих сзади воинов потоптали и раздавили их. Так же и здесь сотворил Господь ради угодника Своего Макария, явив помощником, послав против врагов. Когда православные люди услышали от врагов о том преславном присещении Божием и заступлении предивного отца, все прилежнейше со слезами стали просить милости Волителя Сына Божия и Пречистую Его Матерь, и преподобного Макария в помощь призывать, да не предаст их в руки врагов.

Скоро, посланные Богом, преславные российские воеводы напали на поляков стоящих на острове, очищая российскую землю от безбожных по молитвам преподобного Макария, а больше всесильной помощью Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. Её честную Макариевскую икону, как броню и щит неодолимый, многие на битву с врагами с собой брали и одерживали победу. Как в писании говорится о Иове: «Бог разрушает замыслы коварных…, совет хитрых становится тщетным: днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью, и погибоша на брани: немощнии же избавишася из рук сильных» так и коряковские жители, помощью преподобного Макария при избранной воеводе Богородице, нисколько не пострадали от окаянных ляхов.

Жители города Юрьевца и его окрестностей, видя, что прошёл гнев Божий на них бывший, все вместе с великой радостью и слезами молитвенно благодарили Избавителя и Спаса всех, и заступницу рода христианского Преблагословенную Богородицу, пред чудной Её Макариевской иконой, и великому чудотворцу Макарию перед цельбоносной его ракой, отслужили молебны и разошлись каждый в свой дом, помня о преславных этих благодеяниях. Вскоре в честь преподобного возвели монастырь на реке Нёмде.

В то же время Мать Сына Божия проявила себя и в пределах городов Суздаля, Нижнего Новгорода, в сёлах под названием Решма и Пурех. Жители тех поселений пострадали, терпя от озлобленных поляков притеснения, особенно жители Решмы. Когда, с помощью Божией, были побеждены поляки у Юрьевца, оставшиеся последователи еретиков отступили вверх по реке Волге и вышли к Решме, жаждая мести. Жители этих мест уже слышали, как преподобный Макарий помог городу Юрьевцу и его окрестностям и решили, что нет у них силы кроме молитвы, чтобы избавиться от убивающих их врагов, и обещались воздвигнуть в своих сёлах монастыри чудотворцу Макарию. Вскоре после таких обещаний, по великим благодеяниям Христа Царя, в эти сёла пришло воинство российское из Юрьевца и Нижнего Новгорода и врагов прогнали. Так и эти поселяне неожиданно от горькой беды освободились, молитвами богоносного отца Макария.

Тогда же пречестной архимандрит лавры преподобного отца Сергия Радонежского Дионисий и келарь Авраамий Палицын, по молитвам святого чудотворца Сергия замыслили, как спасти землю Российскую от иноплеменных захватчиков. Они убедили двести стрельцов и пятьдесят монастырских слуг вооружиться против безбожных ляхов и идти к царствующему граду Москве. Сам Авраамий послал во все города Российской земли грамоты, чтобы собралось отовсюду ополчение у города Москвы под воеводством князя Трубецкого. Но святой угодник Божий Сергий во спасение царствующего града призвал преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, как надёжного заступника российской земли, по молитвам которого в русском городе уже воспитался Богом предустановленный спаситель нашей земли. Родился он в Нижегородских землях, вождь, под руководством которого прогоним врагов, и сможем собрать непобедимое ополчение, которому покровитель будет сам преподобный Макарий, которому дана будет благодать и богоизбранного Царя в костромских землях воспитать, и невредимым сохранить. Царь, который как второй Давид, с родом своим да царствует в земле Российской века и века.

Грамоты были зачитаны во всех городах и сёлах, где собирались воины, которые выслушав расходились по своим делам не зная, что им делать. Но не так поступили нижегородцы. Один гражданин по имени Косма Минин, которого звали сухоруким, хотя и был простец, но вышел и сказал сильную речь, как бы научаемый преподобным Макарием: «Мужи братья, жители Нижнего Новгорода! Слышите, как веру православную и Отечество наше пытаются сломить предатели и еретики, за неверие наше. Мы верные, при святой помощи Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, и чудном вспоможении преподобного и богоносного отца нашего Макария, если позволит Христос Бог, можем и веру и Отечество защитить и всех еретиков, как хищных волков, отогнать от стада Христова. Да благословит Бог этот час! С этого момента дерзнёт на святое дело, соберём дружины в великое ополчение, оставив своих отцов и жён, детей и дома, и возненавидя врагов своих пойдём на защиту царствующего града Москвы. Ценой нашей крови и нашего достояния искупим от неприятностей и бед всю землю русскую». Друзья же услышав эти речи, не как слова Космы, но как слово и дело самого богоносного отца Макария, который невидимо его наставляет. Они не только веру и Отечество защитят, но и славу принесут. И правда в словах: «святым йже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них», верны и другие слова: «волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит». Поэтому, все слышавшие это, единодушно решили, поистине, идём и умрём за святую веру нашу и землю Российскую. Не дадим проклятым еретикам надругаться над святыней нашей и разорять города и веси наши. Жёны, услышав речи своих мужей, не только не расстроились, что могут потерять их, но ещё и с любовью принесли Косме, как спасителю Отечества, золото и серебро, свои драгоценные камни, серьги, жемчуг и изумруды, и другую драгоценную утварь. И не только жёны, что уже есть чудо, но и дочери их, так любимые ими монисты (ожерелья из золотых и серебряных монет) и драгоценности свои не пожалели. Так смягчил сердца их и детей преподобный отец наш Макарий. О, дивна дела Твоя Господи! Как когда-то из уст младенцев совершил хвалу Свою Господь, так и теперь, умудряемые Твоим угодником Макарием, не пожалели свои золотые гривны и усерязи дорогие (серьги подвешивающиеся к кокошнику), и запоны (застежки к кольчужной сетке) свои принесли Косме с мольбой продать всё это на содержание и вооружение ополчения. Так через угодника Своего Макария устроила Сама Взбранная Воевода Преблагословенная Владычица наша Богородица, чтобы проявилась Её небесная сила в немощах человеческих. Вскоре стал простец Косма, земляк святого Макария, известным спасителем Отечества, и из соотечественников святого было собрано непобедимое ополчение и спасающая сила. Но не было ещё у войска вождя. Тогда невидимо водимый преподобным Макарием пришёл Косма к князю Пожарскому в его нижегородскую вотчину, где он находился, и стал уговаривать его, убеждая: «Хоть юн и болен от ран, но с верой на всемогущую помощь Богородицы и непобедимое вспоможение Её угодника Макария, пойдём с ополчением Нижегородским к царствующему граду Москве и изгоним супостатов». И послушал его князь и пошёл.

По пути к князю присоединилось ополчение от Костромы, которое также собралось по слухам, о преславных чудесах преподобного отца Макария, и с такой же верой в его благодатную помощь. Так Пречистая дала своему земному ангелу угоднику Макарию, как два крыла земных, ополчение Нижегородское и Костромское, чтобы освободил всю Землю русскую от врагов. Пусть воцарятся не те, которые хотят и ищут царствовать в Земле Российской, а те, кого Сын Её и Бог наш Господь Иисус Христос избрал и от Своего святого елеем помазал. Когда князь Пожарский и сухорукий Косма со всей ратью подошли к Москве, встретились с князем Трубецким и его ополчением, и келарем Авраамием, и воодушевив их унывающих, вложили золото и серебро, и всю дорогую утварь в наём и содержание ополчения против поляков. Соединившись в одно войско, в первых числах августа 1612 года русские ополчения окружили Москву, где был польский воевода Заруцкий со своими многочисленными воинами, блокировали их, чтобы они томимые голодом сдались. В конце того же августа на помощь Заруцкому подошли ещё большие войска в 50 тысяч человек, воеводы Хоткевича. Но князья Пожарский и Трубецкой, напав на них, разгромили, а сам воевода едва спасся с немногими воинами и сбежал. Такую славную победу совершили правоверные воеводы и воинство их, молитвами святых московских чудотворцев, с ними преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, и все знали и видели, как преподобный и богоносный отец наш Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец стал первым непобедимым воеводой, остановив богомерзкое шатание врагов, и христолюбивому воинству даровал неодолимую помощь. Поэтому и величали преподобного отца Макария больше других. И дивились тому, как Косма сухорукий и неискусный воин показал себя весьма мудрым. Когда враги укрепившись стали брать верх в бою, и готовы были одолеть православное воинство, он принял вдруг в себя силу и отвагу трёхсот человек, и бросился на окруживших наших воинов супостат с громким криком «преподобие отче Макарие, помогай нам!». И такой силы был его натиск, что сотряслось воинство их и побежало. Правоверные воины настигая бегущих поражали их. Увидел Лисовский, что войско Хоткевича шедшее ему на помощь уничтожено, а сами они в Москве голодают, поедая собак, кошек, мышей и лягушек, оставил город и сбежал. Тогда князья Пожарский и Трубецкой, с Космою Мининым и Авраамием Палицыным вошли в царствующий град воздавая благодарения дивному во святых Своих Богу и певше молебны ко Пречистой Владычице нашей Богородице и всем святым радуясь о такой небесной помощи. Но радость их омрачалась тем, что пока нет ещё Царя и Патриарха, ещё большие беды могут постигнуть землю Русскую. Пока не изберут они себе Царя единоверного, который смог бы таким царством как Российское управлять, и всех врагов, как ляхи и шведы, сокрушить, крамольников и самозванцев искоренить, и во всех концах мир и тишину водворить и порядок навести. Так молились они Подателю всех благ Богу Господу нашему Иисусу Христу, чтобы за молитвы Пречистой Своей Матери и всех святых Сам Он избрал им по Своему сердцу Царя, который упасёт люди Его «нового Израиля», устроит сердца мерных бояться Бога и заповеди Его хранить, а Царя чтить. Но кто больше знает того Царя, которого уже избрал Господь, как не те, коих преподобный и богоносный отец наш Макарий на ополчение привёл и победе в битве научил, в них же избранных он говорил и действовал. Тот, кого избрал Господь спасителем царства Российского и вождём ополчения, знал избранного на царство, стал его пестуном и хранителем и сказал решающее слово.

Бояре собрали совет и хотели избрать князя Пожарского, как победитель пусть примет царство и прогонит врагов. Но он узнав об этом не согласился, а собрал новый священный собор с боярами и множеством людей всякого чина и звания, и на нём сказал, что самый ближний к царскому роду Филарет Никитич достоин принять скипетр царства Российского, но поскольку он святительством почтенный предстоит Престолу Владыки Царя Христа Бога и молится о умиротворении православия, то не может царствовать. Тогда царствовать над нами и всей Российской Землёй должен его сын Михаил Фёдорович.

Хвала премудрости Твоей Христе, как силой проповеди спасаешь Землю Русскую от всех бед и в немощи являешь силу Твою. Как же сможет сей отрок, воспитанный в гонениях и злоключениях, не при дворе царском, а в сёлах и монастырях. Родители его, хоть и образованы и правомерны, но не могли научить уму-разуму, потому что не с чадом своим в своём доме жили, но в разных монастырях обитали. Действительно, невозможно по человеческому разуму, что бы царствовал ребёнок, который не знаком с воинскими хитростями и премудростями, у которого отец в польском плену. Какое же должно быть Мужество в отроке, которого князь Пожарский противопоставил этому сильному и злому Голиафу, а сам и милости такой боялся — помыслить о царской достоинстве. Но во всём не воля человеческая, а воля Божия. Князь Пожарский, просвещённый разумом самим преподобным, невидимо направлявшим его сердце, созвал великий совет бояр, священников, и множество народа разного сословия, для выбора Царя, и все единодушно согласились, да царствует над Российской землёю Богоизбранный Царь и Великий князь Михаил Фёдорович.

Для этого послали освященный собор во главе с архиепископов Феодоритом Рязанским с честными иконами и Множеством бояр из Москвы в Кострому, для приглашения воспринять его скипетр царского правления. Еретики поляки, замыслив коварный план убить избранного Царя, загодя послали своих солдат сделать это. Благородный отрок Царь пребывал тогда в своей вотчине ни кем не охраняемый и не знающий о своём избрании, и о том, что смерть близко. Но Богу угодно было — да совет Ахитофёлов и путь нечестивых погибнет. Дивный во святых Господь Бог наш молитвами Преблагословенной Богородицы Марии и преподобных отец наших Макария Желтоводского и Унженского и Сергия Радонежского чудотворцев и всех святых, через князей Пожарского, Трубецкого и гражданина Косму Минина спасшему царствующий град Москву, силен и юного Михаила не только спасти от Христоненавистных схизматиков неведомыми судьбами, но и возвеличить.

Против заговора поляков противостало усердие и верность одного простеца Ивана Сусанина, подданного раба благоверного и благородного юноши Михаила. Сусанин, когда узнал, что поляки не для поклонения ищут Михаила Богоизбранного, а для убийства, послал свою дочь известить будущего Царя, а сам решил спасти своей смертью того, кого избрал Господь, как Давида на царство, только не на Израильское, а на Российское. Так и поступил доблестно, сей муж, хоть и простец и раб, но добровольно пошёл на смерть за жизнь Царя и Великого князя. Вместо того, чтобы вести поляков к дому Богоизбранного юноши, он повёл их в другую сторону и другим путём. Завёл в непроходимые дебри, так чтобы они не смогли найти ни Михаила, ни своего дома, ни обратного пути. Узнав об этом, поляки убили его, а он, умирая, радовался и благодарил Бога, как святой мученик.

В Ипатьевском монастыре, по убеждению и молению архиепископа Феодорита Рязанского и знатнейших из духовенства, бояр, а больше по движению Воли Божией, Михаил Фёдорович принял скипетр самодержавного правления Царством Российским и был Богоизбран и священновенчан Царь и Великий князь всея Великия и Малыя России и самодержец.

Вскоре, хоть и был юн, среди бурь и возмущений утвердил спокойствие и благоденствие своего государства. Всех верноподданных ему, особенно князя Пожарского и гражданина Минина, одарил великими милостями и щедротами. Потом укротил возмущения в Нижегородской области. Крамольника Зарудского, воеводы Одоевский и Тюфакин, преследовали на пути от Костромы в Москву, а после его бегства в Астраханские пределы, на одном из островов реки Урал, воеводы Одоевский и Головин взяли в плен и привезли в Москву. Марину заточили в темницу, где она и умерла, а сына её и Заруцкого бунтовщика казнили.

Так Господь Бог помог избранному Им Царю достичь этой победы. Потом милостью Господней жители Новгородских пределов, испытав лютости и бесчеловечность шведского воеводы Делигардия, присягнули своему законному Царю Михаилу Фёдоровичу. Шведский король, не видя никакой пользы от войны, заключил мир, отказавшись от Новгорода и северских городов, хоть и завоевал их. Вскоре, подкреплённый запорожским атаманом казаков Сагайдашным, польский король Сигизмунд начал войну в Российском царстве и его сын Владислав приблизился к Москве, но, потерпев много поражений от русских воинов, особенно при Белом озере, обратился в бегство, видя как крепка рука Господня с Богоизбранным Царём Михаилом. В веси Светове на четырнадцать лет и шесть месяцев установился мир, когда кротчайший и тишайший Царь и Великий князь уступил польскому королю Смоленск, Чернигов, Новгород, северные страны, Стародубие и другие города по Днепру и Десне. Однако, возвратил из плена своего родителя, блаженнейшего митрополита Ростовского Филарета Никитича, который благодатию Божией возведён в 1619 году в сан Патриарха всея Великой и Малой России.

Так в семь лет устроивши своё царство и утвердив православие, Царь и Великий князь Михаил Фёдорович, с благословения своего родителя, захотел устроившему всё во благо Богу честь воздать и поклонение по обету своему, данному в Унженской обители преподобного отца Макария и Пречистой Владычицы Богородицы, где находится Её святая и чудотворная икона. Для этого, взяв с собой весь царский синклит, нарочито торжественно направился до святой пустынной Унженской обители. Прибыв в Спасскую пустынь, что на Красной горе, Царь и Великий князь со всем синклитом спешились и двадцать поприщ шли пешкой и обитель преподобного.

Придя туда в первого числа октября (14 октября по н/ст) 1619 года, отслужили бденную службу горячо благодаря Матерь Божию перед Её образом молясь: «Радуйся Богоневестная Дева агарянское шатание низложившая, Радуйся Препрославленная Мати тьму безначалия и смут разгнавшая и свет православия уяснившая: Радуйся Царице Матеродевственная, царския скифетры в России утвердившая, и мне рабу Твоему самодержавие подавшая: Радуйся благих виновная Заступнице Непостыдная и спасение душ наших». Так же припадая ко гробу преподобного отца нашего Макария тепло молясь с умилением пели: «Радуйся преславный в бедах заступниче; Радуйся превеликий в напастех защитниче: Радуйся от мятежей и браней соблюдаяй; Радуйся от уз и пленения свобождаяй: Радуйся утверждение царей непоколебимое; Радуйся православия стено нерушимое: Радуйся мечу на Богопротивных, вся ухищрения их разрушаяй; Радуйся троны царей уставляяй: Радуйся святителей удобрение: Радуйся обидимых утешение; Радуйся мира земного и небеснаго ходатаю: Радуйся всемирный к Богу предстателю; Радуйся Макарие великий и предивный чудотворче». Помолившись так три дня в пустыни Унженской и щедро одарив игумена и братию многими сёлами и землями, повелев от своей царской казны обитель святого отстроить, чин Богослужений, как в других великих обителях содержать, 4 октября (17 октября по н/ст) отслужив бдение Царь и Великий князь с синклитом возвратились в царствующий град Москву, славя и благодаря Бога и величая милосердие Пречистой Богородицы и заступление угодника Их Макария.

(Просьба к читающим оказывать посильную информационную поддержку монастырскому сайту. Дайте ссылку где можете… чем более людей узнает о преподобном Макарии, тем лучше)